History of dance
Бхаратанатьям, почти целиком основывается на ритуальных танцах. Известно, что в прошлом в религиозных обрядах участвовали храмовые танцовщицы – Девадаси. Очевидно, что первоначально эта система была связана с магическими ритуалами. Ее сохранение в более позднее время, возможно, объяснялось не только традициями, но и причинами экономического порядка. Постепенно, однако, храмовый танец отмирал.
Особое осуждение система Девадаси вызвала у христианских миссионеров. В начале ХХ века она подвергалась запрещению. Прекраснейшему виду национального искусства грозило полное забвение. Но он сохранился благодаря индийским мастерам, запечатлевшим его в камне.
Утверждают, что Бхаратанатьям – корень, ядро индийских танцев. В настоящее время он возродился и в значительной степени обязан этой удивительной женщине, имя которой Рукмини Деви. В 30-х годах Рукмини Деви решает посвятить себя возрождению индийского классического танца. В 1936 году состоялось ее первое публичное выступление в Бомбее. Успех был потрясающий. Рукмини Деви удалось продемонстрировать чистоту и подлинную красоту танца до того считавшегося в высших кругах низменным и непристойным танцем баядер.
Шива – бог ритма. Он воплощает в своих танцах ритмы кружения планет по небосводу и биение мельчайших частиц вещества, всегда пребывающих в движении, ритмы токов крови и приливов энергии – ритмы мироздания. Любое хореографическое представление начинается со своеобразной молитвы в честь Шивы – Натараджи.
Обычно на сцене в углу ставится изображение бога, исполняющего космический танец: ладонь правой нижней руки поднята и слегка наклонена, что означает покровительство верующим; левая рука опущена вниз, указывая на ноги Шивы как на единственное их прибежище. Правая верхняя рука держит маленький барабан, символизирующий первичный творческий звук, которым начиналась Вселенная, левая – все испепеляющий огонь. Под левой ногой бога – поверженный, но еще живой демон – карлик, олицетворяющий злое начало. Натараджу окуривают ароматическими палочками, в честь его зажигают светильник. Танцовщик делает несколько движений, прославляя бога, и просит благословения, складывая в покорном жесте ладони.
С незапамятных времен индийцы считают лотос священным. Это неяркий и лишенный аромата, но покоряющий совершенством формы цветок в их воображении ассоциируется со всем прекрасным, дарующим жизнь. Они видят в нем символ солнца и созидательную силу материнского начала, и частицу чего-то неземного, идеального. Жертвуя цветы богам, верующие надеялись получить в замен их благословение. Из поколения в поколение передавался миф о том, что легендарный Рама, желая заручиться поддержкой могущественной богини Дурги в борьбе против демона Раваны, должен был принести ей в дар 108 цветков голубого лотоса.
В январе отмечался праздник в честь Сарасвати, богини красноречия и знания, создательницы санскрита и алфавита деванагари, покровительницы искусств. Обычно она изображается белоснежной прекрасной женщиной с полумесяцем на челе, стоящей или сидящей на цветке лотоса, и с национальным музыкальным инструментом – виной в руках.
«Почитать Бога в танце значит воплотить все желания, и поступающему так открыта дорога к спасению… Совершается же это ради блага людей и вечно стремящийся к совершенству одерживает победу над всеми тремя мирами», – говорит старинная книга «Вишнудхармоттара». Танец угоден богам, и сами боги были лучшими танцовщиками. Считается, что придумал танец бог-разрушитель Шива, который в образе Натараджи, царя плясунов, исполнил тандаву – танец, воплощающий космическую энергию бог.
«Пушпанджали», что означает «цветы в сложенных ладонях» – тот «цветочный дождь», который боги проливали с неба на торжествующих героев земли. Древний обычай осыпания цветочными лепестками широко известен в Индии и сейчас – этот дождь из цветов орошает почетных гостей, любимых артистов, новобрачных. Это прекрасный символ процветания и счастья. Богам же всегда приносят в жертву цветы и обильно украшают их изваяния и алтари цветочными гирляндами.