About

Теория танца стиля Бхаратанатьям

Елена Рыжей

Впервые я встретил Елену в Киевской школе искусств, где она проводила урок индийского классического танца. В силу своего ритма жизни она так и не смогла уделить мне внимание, будучи окружена толпой студентов, жадно впитывающих урок, пока Елена находилась на каникулах в Украине. Тогда она произвела впечатление довольно занятой особы, болеющей звездной болезнью, от которой страдают несостоявшиеся "звездочки". Еще бы, являясь основателем первой в Киеве школы индийского танца, студенткой индийского института танца по гранту индийского правительства и обладая массой других регалий – чем не повод для синдрома гуру. Тогда я так и не смог пообщаться с Леной – она вскоре вернулась в Индию.

Спустя год мы договорились встретиться в более спокойной обстановке, выбрав один из киевских ресторанчиков, где я и узнал какой является Лена в повседневной жизни. Она оказалась довольно интересной, молодой особой, не обделенной чувством юмора… Нам принесли чай, и постепенно мы разговорились.

Прожив в Индии почти десять лет, у меня изменились привычки, – рассказывает Лена. Я редко пью кофе.

Каким образом ты попала в Индию? Ведь, думаю, такой поворот в твоей судьбе был для тебя сюрпризом?

Никоим образом. Для меня Индия являлась целью, к которой я шла многие годы. А серьезно заинтересовалась индийской культурой, попав на Фестиваль Индии в СССР. Хотя и до этого я читала множество книг об Индии, пересмотрела немало фильмов, однако сблизилась с ней лишь после фестиваля.

Но ведь в то время в Киеве не было никаких школ танца, культурных центров – как ты преодолевала информационный ваккуум?

Тогда я и создала Первый в Киеве клуб поклонников индийской культуры. Мне предстояло установить связь с индийским землячеством, посольством Индии, обществом "Украина-Индия". Валентина Федоровна Устинова из Общества, очень помогла с помещением для занятий танцем. Благодаря ей я пригласила в свой клуб Михаила Крывчука – первого украинского исполнителя индийских танцев. Затем я разместила в газете "На экранах Украины" объявление, которое привело к нам множество увлеченных Индией. К моему удивлению, начало стекаться немало людей. Тогда мы называли себя "Клубом любителей Индии". А немногим позже, когда танец вытеснил все другие направления, клуб перерос в Школу индийского танца "Сарасвати". Сейчас наша школа официально зарегистрирована в Украине.

Я знаю, что "Сарасвати" весьма известна в индийских кругах и является свидетелем создания первого посольства Индии в независимой Украине. Похоже, вы оказались в нужное время в нужном месте.

После обретения Украиной независимости интерес публики к Индии был неподдельным и, полагаю, мы его достойно удовлетворили. Мы были тесно связаны с Обществом "Украина-Индия" и Землячеством индийских студентов. Являясь первым и единственным коллективом в Киеве, работающим с индийским танцем, нас приглашали на все проводимые индийские праздники.

После появления посольства в Киеве все вокруг завертелось в разы быстрее. Мы все время были заняты – выставки, праздники, презентации, фестивали. В клуб шло множество увлеченных Индией и зал уже не вмещал всех желающих обучаться. Общество и посольство оказывали нам всякое содействие. И тогда, после нашего триумфа на Фестивале индийского танца «Ритмы радости» в 1996 году, Индийский совет по культурным отношениям выделил мне грант на обучение в Индии.

Окей, но сейчас ведь другие времена. В Киеве существует несколько колективов, занимающихся Индийским танцем. Чувствуется конкуренция?

Мы все занимаемся одним делом – это нас объединяет. Конкуренция вполне закономерна – люди растут, развиваются, открывают свои школы танца. «Васанта» создана Светланой Врацкой – первым студентом «Сарасвати», Анна Смирнова создала театр индийского танца «Накшатра». Она весьма талантлива и именно поэтому наша школа ходатайствовала о получении гранта на обучение в Индии.

Вика Вирич также обучалась у нас. После знакомства с Пратибхой Натх Дженой Вика прошла у нее обучение и нашла себя в танцевальном стиле Одисси. Однако среди «непосвященных» Вика больше известна школой восточных танцев. Также значительно пополнил в «Сарасвати» свой репертуар и мастерство исполнения коллектив «Нирананда», – говорит Лена, доливая в чашку новую порцию чая. На сегодняшний день все коллективы, находящиеся в Киеве отпочковались от нас. И мы только гордимся, что все существующие сегодня в Киеве школы – выходцы из «Сарасвати». Они стали более зрелыми и готовыми создать свои коллективы танца. Поэтому наше положение «на рынке» – скорее предмет гордости, чем ревности.

Знаю, что помимо директора «Сарасвати» вы являетесь учредителем Федерации индийского танца в Украине. И именно вы помогли осуществиться мечте Сергея Журавлева, которая оказалась на грани срыва – обучение танцу в Индии. Почему вы рекомендовали его именно в тот институт, который окончили сами?

По нескольким причинам. Директор института Ганеша Натьялая – известная гуру Сароджа Вайьянатхан. Она получила высшую награду индийского правительсва – титул Падмашри – за вклад в развитие индийской культуры. А самое главное – программа обучения Ганеша Натьялаи рассчитана на иностранных студентов, которые не могут позволить себе потратить множество лет на освоение искусства индийского танца. Так что Сергею пришлось несладко – изматывающие восьмичасовые тренировки шесть раз в неделю.

Многие годы вы живете в путешествии – зимой в Индии, а лето проводите в Украине. Сложно ли совмещать такую двойную жизнь?

В Индии я живу слишком давно, чтобы представить что все будет по-другому. Украину я считаю Родиной, а Индию – Домом. Я продолжаю оставаться со своей гуруджи Сароджей Вайдьянатхан. Хотя, в данный момент у меня есть свой бизнес в Индии. Так что жизнь загружена. В Украине же руковожу Федерацией индийского танца и Школой «Сарасвати», преподаю индийский танец в Киевской школе искусств No2 им. Верикивського (сейчас он официально вошел в программу обучения). А во время моего отсутствия занятия и концертная деятельность продолжаются старшими студентами.

С Еленой беседоваал Андрей Азамаев

Елена Рыжей Елена Рыжей Елена Рыжей Елена Рыжей